Современная логистика


Аватар пользователя Игорь Качковский

Некоторые  субъективные суждения автора статьи по  основным тенденциям в логистике и в ее функциональных областях на настоящий момент -  2019 год. Суждения обобщены на основе зарубежной практики, отраженной в печатных изданиях Европейского Союза и Соединенных Штатов.  Юго-Восточная Азия почему-то не слишком распространяется в прессе по этой проблематике, все больше как-то увлечена самим логистическим процессом. Наши отечественные издатели,  напечатают чуть позже американское, в аранжировке отечественных преподавателей.

Издания последних лет кое-что убирают из устаревшего и добавляют кое-что новое. Коренных изменений в сравнении с научной и практической мыслью 1980х - 1990х нет.  Основные новшества в большей степени привязаны к изменениям в  информационных технологиях. В результате объем логистики «по содержанию» уверенно растет, если слега скаламбурить.  Само определение понятия «логистика» по-прежнему увязывается с проблемой управления потоками товаров и информации, движущимися из пункта их происхождения  в пункт их потребления.

 Ведущие зарубежные эксперты считают, что логистика:

  • Часть общих бизнес-процессов
  • Охватывает планирование движения и хранения
  • Организует собственно движение и хранение товаров
  • Осуществляет контроль над  движением и хранением
  • Определяет эффективность  - качество выполнения обещаний в поставках 
  • Отражает результативность  - оптимальность используемых ресурсов в достижении желаемых результатов.

В сравнении с логистикой ХХ века сейчас зарубежные специалисты отмечают, что логистика перешла из второстепенных  ролей на первые позиции и требует самого серьезного внимания.  Выделенные из маркетинга сбыт и логистика  соперничают сейчас на равных, иной раз отдается предпочтение логистике, как определяющей в удовлетворении потребностей клиентов и их лояльности.  Все больше функций маркетинга переходит в лагерь логистики, особенно в определении  и реализации конкурентоспособного уровня  потребительского сервиса. Наиболее отличительной чертой  стал  существенный рост обратных потоков, что особенно актуально в электронной коммерции и не является чем-то очень негативным, как при традиционных покупках.  Как-то не совсем густо.  В любом случае,  пролистав тысячи страниц некоторых изданий, мои собственные ожидания не совсем оправдались.

Авторы  зарубежных изданий  описывают  порядка двух десятков принципов обращения с материалами и поясняют, почему система периодических поставок  не работает так, как была бы должна  работать.  Это происходит потому, что не все принципы совместимы между собой.  Например, принцип «минимальных расходов» предполагает, что следует соблюдать все принципы, но минимально необходимым образом.  Таким образом, корпоративный менеджмент  многих предприятий, в зависимости от особенностей бизнеса, может еще раз посмотреть на свою логистику, но уже не через призму правил 8R, а через призму 24 принципов, описанных американскими специалистами в области логистики. 

В книге «Современная логистика»  издательского дома  «Вильямс» уделено много внимания вопросу - выгодно ли предприятиям  содержать  собственный транспорт.  Для тех, кто занимался оптимизацией транспортных издержек на постсоветском пространстве, знакомо и частенько слышал в свой адрес от предпринимателей  - ты мне еще расскажи, что на такси дешевле ездить, чем на собственной машине,  даже слышать на эту тему ничего не хочу, не хватало мне еще транспортников кормить.  Посему, читая эти главы, возникают двоякие чувства, и чтобы привести их в порядок нужно просто заняться «арифметикой» в каждом конкретном случае.

В этой же книге рассматривается ряд "традиционных" проблемных вопросов в логистике:

  • отправка небольших партий грузов;
  • использование защитной упаковки;
  • складирование "вверх" или "вширь";
  • потери и порча грузов;
  • количество товарных запасов и т.п.

В современных изданиях рассматривается очень много конкретных примеров  по различным проблематикам повседневной деятельности, уровню обслуживания клиентов и предлагается даже их сегментирование.  В книгах последних лет изобилие конкретных историй, но все меньше конкретных советов: чтобы увеличить объем продаж, надо сделать так и так, чтобы вывести компанию из кризиса - нужно сделать то-то и то-то. 

Таким образом, читателям предлагается искать правильное решение в описываемых ситуациях самостоятельно, хотя многие из нас обращаются к литературе потому, чтобы посмотреть на правильные ответы.

.Для общего развития, многие книги полезны, но что-то революционного, или просто «суперовского», чтобы самому вооружиться, автору этой статьи, по большому счету, найти не удалось, хотя по мелочи улов есть приличный.  Уверен, что все прочитанное будет полезным как для поиска ответов на некоторые неопределенности, так и для того, чтобы систематизировать в собственной базе данных (разумеется, голове) все возрастающий объем  информации по «кафедре» логистика.

Удачи и творческих успехов! И.С. Качковский

https://sites.google.com/view/logistika